Колупаев Виктор - Вдохновение
Виктор Колупаев
Вдохновение
В одном из залов краеведческого музея открывалась выставка картин
художников-любителей. Событие не такое уж и ординарное для Марграда! К 12
часам дня широкая лестница, ведущая на второй этаж, была запружена людьми.
Внизу, около раздевалки, стоял Юрий Иванович Катков, крепкий мужчина
лет сорока пяти. Было заметно, что он немного нервничает, но старается
казаться спокойным. Ему было отчего волноваться. Он выставил в зале свою
картину, после того, как двадцать пять лет не брал в руки кисть.
Приглашенный из Новосибирска известный художник Самарин перерезал
красную ленточку, и люди хлынули в зал, светлый и просторный.
Народу внизу стало меньше, и Юрий Иванович не спеша начал подниматься
по лестнице. Войдя в зал, он остановился возле первой же картины и начал
внимательно ее рассматривать. Два монтажника стояли на перекладинах опоры
высоковольтной линии. Их богатырские фигуры, веселые лица, потоки света,
льющиеся на них спереди, создавали атмосферу радости. Им было легко
работать. Это чувствовалось в их позах и в выражениях лиц. Лишь бы вовремя
подвозили изоляторы и бухты провода. Спасательные пояса не подведут,
движения точны, сила в молодых телах, красота вокруг. Эти люди были
победителями.
Каткова мало интересовала техника живописи. О какой уж технике говорить
или рассуждать, когда столько лет прошло среди станков, машин и гор
металла, когда руки огрубели и держат свободнее тяжелый гаечный ключ, чем
легкую кисть. Вот и здесь. Отточенная техника мастера не тронула его. Он
отметил только общее настроение, которое вызывала у него картина. Это было
ощущение победы, но победы легкой. Эти парни наверняка не знали, что такое
настоящий бой. Им все давалось легко.
И все же картина ему понравилась. Но задерживаться возле нее долго не
было желания. Достаточно было взглянуть, почувствовать счастье этих
парней, а потом сразу идти дальше. Тогда еще ощущение радости труда,
которое хотел передать художник, оставалось.
Катков прошел мимо унылого, серого пейзажа.
Посетители выставки говорили о цвете и красках, о размерах картин и
тщательно проработанной перспективе пейзажей, о подражании Дейнеке, о
самобытном развитии Сарьяна, о том, сколько времени тратит художник на
свою картину, и о том, сколько он получит денег, если картину продадут.
Одни подолгу останавливались возле каждого полотна, другие чуть ли не
бегом осматривали сначала все и лишь потом задерживались возле наиболее
интересного для них.
Девчонки носились стайками, пожилые женщины искали диванчики, чтобы
немного отдохнуть. Несколько молодых парней остановились возле портрета
знатной доярки и вдруг заговорили об экзаменационной сессии.
Окна были открыты, и в зал врывался шум центральной городской
магистрали, слышалась смешная песенка, исполняемая нестройными
тонюсенькими голосами ребятишек из детского сада, шелест тополей.
Комиссия приняла картину без особых возражений, но сейчас Юрий Иванович
на мгновение испугался. А что, если ее нет здесь? Он ушел с работы, чтобы
осмотреть выставку одному. Потом можно будет прийти всей семьей.
И вдруг он почувствовал, что следующее полотно его, хотя самой картины
еще не было видно, так как перед ней собралось много людей.
- Еще одно направление! - с гневом в голосе сказал красивый высокий
мужчина, выдираясь из толпы. - Вы представляете - пустое полотно. А
название "Вдохновение".
- Нет, нет, - сказал другой. - Оно не совсем пустое. Там какие-то тени,
но нельзя понять, что это такое.